Основы и принципы разработки мобильных приложений
Каждый год популярность мобильных приложений только растет — с помощью нескольких нажатий пальцем мы заказываем продукты и одежду, покупаем авиабилеты и записываемся на прием к врачу. Если вы уже хотите разработать приложение, сейчас самое время для его создания — удобный, быстрый и бесконтактный сервис в следующие несколько лет будет как никогда кстати.
В статье рассказываем про основные этапы и принципы разработки приложений — от аналитики и тестирования до выхода на рынок.
Основные стадии разработки мобильного приложения
Любой проект важно начинать с детального планирования, изучения собственного бизнеса, аудитории и конкурентов. Чем качественнее будут исследования, тем меньше проблем и доработок будет в дальнейшем.
Аналитика
Во время исследования определите цели бизнеса, изучите аудиторию и каналы коммуникации, проанализируйте конкурентов — это поможет определиться с правильным позиционированием. Аналитика обычно включает в себя интервью с руководителями и клиентами, фокус-группы и экспертную оценку.
Такая подготовка поможет собрать все требования и упаковать их в понятные визуальные модели: схемы бизнес-процессов, майнд мэп, пути пользователей, чтобы определить основы для разработки и перейти к прототипу.
Варианты монетизации
Приложение — еще один способ увеличить прибыль, так что еще на берегу продумайте схему монетизации, чтобы учесть ее при создании интерфейса.
Определиться с монетизацией помогут наводящие вопросы:
- Какую проблему решает сервис?
- За какие возможности люди готовы будут заплатить?
- Сколько у вас есть времени для монетизации? Можно ли подождать, чтобы набрать базу клиентов?
Какие способы монетизации бывают:
- Реклама. Аудитория бесплатно использует продукт, но взамен вы показываете им объявления от рекламодателей.
- Платные функции. Помимо основных функций приложения, реализованы дополнительные возможности, которые доступны только после оплаты. Например, доступ к новой локации в игре или скрыть анкету и рекламу в дейтинг-сервисе.
- Платное скачивание. В этом случае оплата поступает при первом контакте, но для начала создается высокий спрос: ваше предложение должно быть уникальным и полезным. Такой вариант часто используют создатели корпоративных платформ и программ для обработки фото и видео.
- Покупки. Люди платят за реальные и виртуальные товары — одежду и технику для себя или игровых персонажей, валюту внутри игры или другие возможности.
- Подписка. После знакомства с бесплатным контентом возможна подписка на дополнительный, чтобы получать больше информации. Такой подход используют платформы с подкастами, медиа и узкопрофильными материалами.
- Вознаграждение за действия. Человек получает бонусы за определенную активность: просмотр видео, следование правилам или прохождение опроса. В итоге выигрывают все стороны: рекламодатель рассказывает о своем бренде, разработчики получают премию, пользователи — вознаграждения.
Продвижение
Без маркетинговой стратегии даже самое перспективный проект канет в пучину небытия. Позаботьтесь о продвижении в начале, чтобы к моменту реализации приложение уже было в виш-листе покупателей.
Рекламироваться можно с помощью таргетированной рекламы, нативных материалов в СМИ и блогах, партнерских программ и виральных техник. Распишите портрет своей аудитории, изучите способы продвижения конкурентов, составьте собственную стратегию и меняйте ее в зависимости от обстоятельств.
Техническое задание в процессе создания мобильного приложения
После аналитики и проработки стратегии развития наступает процесс разработки приложения для Android и iOS, на первоначальном этапе которого изучается техническая документация и готовится техническое задание.
Обычно в нем прописываются:
- Цели проекта.
- Пользовательские истории и карта путешествия человека — описывают, какие задачи будут решать люди с помощью сервиса, и как они будут это делать.
- Обязательные функции.
- Технические требования к интерфейсу, производительности, роли пользователей, безопасности.
- Реализация функциональности: UX и UI дизайн.
- Этапы разработки.
- Время, необходимое, для всех работ.
- Бюджет.
Описание требований к интерфейсу помогает дизайнерам и разработчикам понять, что именно хочет клиент и как это можно выполнить. Чем подробнее будет ТЗ, тем выше шанс получить то, что действительно нужно и избежать бесконечных правок.
Чаще всего студии разработки помогают с подготовкой ТЗ. Например, в AppCraft мы всегда проверяем ТЗ на соответствие требованиям платформ и разрабатываем его с нуля, если у вас не хватает на него времени или возникли какие-то сложности.
Организация команды
Обычно в состав выделенной проектной команды входят: тестировщик, UX\UI дизайнер, мобильные разработчики, — количество зависит от масштаба проекта — и проектный менеджер, который организовывает работу команды.
Мы в AppCraft никогда не привлекаем для работы внешних специалистов, потому что выбираем работать с проверенными временем людьми и плотно общаться внутри команды. У такого подхода есть большой плюс — каждый сотрудник сфокусирован на конечном продукте и заинтересован сделать свою работу качественно.
Создание дизайна и прототипа
На этом этапе UX/UI дизайнер выстраивает логику взаимодействия между страницами экранов регистрации и авторизации, заполнения данных, личного кабинета, корзины, оплаты покупки и отслеживания заказа. Разрабатывает внешний вид будущего сервиса в соответствии с техзаданием и фирменным стилем: подбирает цветовое решение, шрифты, отрисовывает иконки, кнопки, пуш-уведомления, слайдеры и т.д.
После согласования дизайна, дизайнер готовит прототип (если это не было сделано на этапе подготовки ТЗ) — в нем воспроизводится базовая логика, структура и функционал.
Обычно прототип создается в виде экранов на каждом этапе пользовательского пути. Это еще не готовый продукт, но он помогает выстроить фундамент и протестировать его функциональность, чтобы уже на начальном этапе исправить ошибки и улучшить пользовательский опыт.
Подробнее о прототипах в этой статье.
Разработка
Одна из трудозатратных стадий включает написание кода, проработку архитектуры и делится на Back-end и Front-end разработку. Мобильные разработчики должны знать концепцию проекта, его уникальность и включаться во все процессы, чтобы оценить жизнеспособность идеи и реализовать желания заказчика.
На этом этапе Front-end программисты разрабатывают продуманный и протестированный клиентский интерфейс и логику платформы.
Back-end разработчики создают сервер для хранения и обмена информации. Специалисты выбирают язык программирования для написания кода и хостинг для сервера и API, выстраивают систему управления базой данных. Чем лучше выбраны параметры, тем быстрее будет работать приложение.
Разработка может быть реализована несколькими способами:
- Нативная. Разрабатывается отдельное приложение для каждой мобильной платформы. Этот способ самый дорогой, но надежный: вы получите полную поддержку от сторов, а интерфейс будет работать быстро и выглядеть максимально органично.
- Кроссплатформенная. Разработчики используют универсальный код под все платформы, но операционная система все равно запускает его как нативное. Самый оптимальный вариант в плане «цена-качество».
Подробнее о плюсах и минусах нативной и кроссплатформенной разработки писали в этой статье.
Тестирование
Некоторые компании выделяют тестирование в отдельный этап и досконально проверяют приложение только перед релизом.
Мы думаем, что тестирование приложения нужно проводить на каждом этапе разработки — по готовности каждой части функционала. Лучше потратить больше времени на исправление багов до релиза, чем каждый час получать негативные отзывы на странице после публикации в сторе. Поэтому каждую страницу тестируем настолько часто, насколько это возможно.
Публикация
Перед запуском важно внимательно изучить правила Google Play Store и Apple App Store и подготовить скриншоты страниц, маркетинговый план и описание. После загрузки сторы проверяют всю информацию, актуальность проекта и дают заключение: будут они публиковать приложение или нет. Если все прошло удачно, его можно будет скачивать через несколько дней.
С публикацией могут возникать трудности, поэтому действительно важно ознакомиться со всеми правилами магазинов. В AppCraft проектные менеджеры не оставляют клиентов со всем этим наедине: помогают с публикацией приложения и консультируют по всем вопросам, связанным с регистрацией аккаунтов в магазинах, требованиями к материалам и их форматам.
Доработка и техподдержка
После запуска вы сможете анализировать, какие разделы самые популярные, а какие не очень, сколько человек завершили целевые действия, а какие страницы стоит доработать. Внимательно изучайте и обрабатывайте все входящие данные: они помогут дорабатывать приложение и убирать ненужные функции. Процесс аналитики практически бесконечен, так что вам понадобится техническая поддержка, которая будет фиксировать и оперативно решать текущие проблемы, оптимизировать приложение и дорабатывать его.
В Appcraft гарантийная поддержка кода — 12 месяцев. Мы полностью передаем заказчику права на приложение, но продолжаем мониторить системную аналитику и оперативно устраняем неполадки в приложении, если они вдруг возникают.
Может быть интересно
Статья: Стоимость разработки мобильного приложения для iOS и Android на заказ в 2021 году.
Статья: Чеклист разработки и запуска мобильного приложения.
Статья: Нативная или кроссплатформенная разработка? Наглядное сравнение.
В этой статье писали о особенностях разработки приложений android с нуля.
Описанные этапы — классический вариант процесса разработки, но мы всегда обсуждаем этот процесс отдельно с каждым новым клиентом. Потому что для нас важно синхронизироваться с заказчиком и сделать так, чтобы процесс разработки был удобным и понятным.
В AppCraft мы занимаемся всеми этапами разработки от аналитики (базовой первичной аналитики или глубоких исследований) до релиза и обеспечиваем оперативную техподдержку. За 10 лет мы создали несколько собственных проектов и больше 200 мобильных приложений для клиентов — мессенджеры, корпоративные решения, банковские системы, e-commerce и соцсети.
Если вы решили, что вам нужно мобильное приложение — подумайте ещё раз. Будет ли оно решать ваши задачи? Есть ли в нем то, чего нет ни в одном существующем продукте? Готовы ли вы заниматься его продвижением и поддержкой? Есть сомнения — пишите нам. Мы поделимся опытом и знаниями. Если уверены в своем решение — тоже пишите. Мы проконсультируем по всем вопросам и превратим вашу идею в полноценный продукт, который поможет поддерживать общение с клиентами и увеличит прибыль.
Следующая статья
5 способов увеличить прибыль в приложении с помощью UX-дизайна
Покупатели просматривают каталоги и предложения в мобильном приложении, но не все пользователи доходят до покупки? В статье рассказали как с помощью дизайна улучшить пользовательский опыт и увеличить продажи.
Читать далее