Язык программирования — это набор формальных правил, по которым пишется код для приложений. Сейчас языков разработки приложений много, а выбор конкретного метода зависит от ваших целей и возможностей, операционной системы, типа приложения и требований к нему.

✅ Знать языки для создания мобильных приложений полезно не только разработчикам, но и заказчикам, которые хотят лучше разобраться в процессах проекта и знать, какой язык выбрать для своего приложения. В статье рассказываем об основных языках программирования для мобильной разработки iOS и Android

Kotlin

Kotlin — язык программирования для создания приложений под Android, рекомендуемый Google. Он был создан в 2010 году международной компанией JetBrains, которую основали петербургские программисты, для преодоления недочетов Java и используется для написания кода почти всех новых приложений на Android. 

Kotlin за несколько лет завоевал доверие программистов и стал отраслевым стандартом в Android-разработке. В 2019 году компания Google объявила Kotlin предпочтительным языком для разработки приложений под ее мобильную операционную систему, что означает приоритетную поддержку со стороны компании во всех инструментах, компонентах и API по сравнению с другими языками.

Kotlin нашёл применение и в серверной разработке, где начал теснить позиции Java. В последние годы также развивается Kotlin Multiplatform Mobile (KMM) – кроссплатформенная версия языка Kotlin, позволяющая создавать общую бизнес-логику iOS и Android-приложений.

Преимущества:

  • Позволяет обходиться меньшим количеством кода, чем на Java. Чем меньше текста, тем меньше в нем ошибок.
  • Kotlin взаимозаменяем с Java, поэтому разные части интерфейса могут быть написаны на разных языках, но при этом отлично работать. Это помогает создавать более эффективные и высокопроизводительные программы.
  • Безопасность. Все синтаксические ошибки и баги, связанные с неправильным обращением к объектам, можно найти и исправить во время сборки. Это упрощает тестирование.
  • Программы на Kotlin могут использовать фреймворки и библиотеки, написанные на Java.

Недостатки:

  • Скорость сборки приложений на Kotlin немного ниже, чем у приложений на Java.
  • Кроссплатформенная версия языка (KMM) пока не получила широкого распространения и уступает другим кроссплатформенным решениям.

Swift

Swift — язык программирования от Apple, на котором можно создавать приложения для iOS, Apple Watch и Apple TV. Swift не только перенял все возможности Objective С, но и был наделен новыми функциями, которые упрощают написание и реализацию кода:

Преимущества: 

  • Высокая скорость — доходит до уровня C++.
  • Простой для чтения  синтаксис и код. По логике он напоминает английский язык.
  • Повышенная безопасность, если сравнивать с Objective С.
  • Упрощенный способ исправления ошибок в коде.
  • Стабильность за счет библиотек, которые автоматически связываются с обновленной версией и присоединяются к приложению.
  • Обеспечивает безопасное управление памятью.

Недостатки:

  • Swift используется преимущественно для разработки под устройства Apple. Других применений у языка практически нет, за очень редкими исключениями. Это ограничивает его популярность.
  • Плохая совместимость с предыдущими версиями языка.
  • Для разработки обязательно требуется техника Apple. 

Java

До 2018 года был основным языком для создания приложений под Android, но и в 2022 его продолжают использовать разработчики для поддержки старых проектов. Важно отметить, что сам по себе язык не потерял популярность в IT, но гораздо чаще сейчас  его используют для Back-end разработки. Новые приложения для Android на этом языке пишут редко.

Статья: Что такое нативная и кроссплатформенная разработка

Преимущества:

  • Естественный код для Android. Сама ОС частично тоже написана на Java, а ядро составляют Linux и собственная виртуальная машина Virtual Machine.
  • Позволяет легко масштабировать и обновлять проекты за счет объектно-ориентированного кода.
  • Большое количество готовых инструментов, которые по умолчанию совместимы с Java, что тоже увеличивает скорость разработки.
  • На языке Java можно разрабатывать не только мобильные, но и серверные, настольные, системные и другие приложения. Поэтому язык Java знают больше программистов.

Недостатки:

  • Программы на Java больше подвержены ошибкам, чем на Kotlin.
  • Программы получаются достаточно многословными, что усложняет их чтение.
  • Новые библиотеки для Android-разработки в первую очередь ориентированы на Kotlin, а не на Java. 

Objective С

Objective С начали использовать в 80-х годах 20 века. Он был создан на основе C и Smalltalk, а в 2008 году Apple выпустил iPhone SDK 2.0, позволяющий создавать программы для iOS. Сначала его считали надстройкой к С, но когда его лицензировали NextStep и Apple, Objective С стал официальным языком всех интерфейсов под iOS.

В 2014 году вышел более мощный Swift, который взял себе все лучшее от Objective-C, но был лишен его недочетов. Сейчас большинство программистов выбирают Swift, но Objective С все еще используется для поддержки Legacy проектов.

Преимущества:

  • Существует много документации, которая упрощает работу.
  • Совместим со Swift.

Недостатки:

  • Невысокая производительность по сравнению со Swift.
  • Сложный синтаксис.

Dart

Dart представляет собой язык программирования общего назначения от компании Google, разрабатываемый с 2011 года. Изначально он предназначался для разработки веб-приложений.

Всё изменилось в 2017 году, когда вышла первая версия Flutter — комплекта средств разработки и фреймворка с открытым исходным кодом для создания мобильных приложений под Android и iOS, веб-приложений, а также настольных приложений под Windows, macOS и Linux. В качестве языка программирования во Flutter используется Dart.

Flutter и лежащий в его основе язык Dart активно развиваются, перенимая лучшие идеи из Kotlin, Swift и других языков программирования. Сегодня Flutter является одним из самых популярных фреймворков у разработчиков кроссплатформенных приложений. 

Преимущества:

  • Простой в освоении язык программирования, одинаково удобный для программистов, ранее писавших нативный код для Android, iOS или веб-приложений.
  • Высокая производительность относительно большинства других кроссплатформенных фреймворков благодаря компиляции в нативный код для целевой платформы.
  • Возможность писать единый код для любой платформы.
  • Несмотря на свою молодость, Flutter и Dart уже завоевали большую популярность среди программистов, поэтому для данного фреймворка адаптировано множество библиотек, инструментов, можно легко найти документацию и примеры.

Недостатки:

  • Число специалистов, знающих Flutter, растёт, но пока уступает количеству нативных программистов.
  • Язык Dart пока уступает в гибкости языку Kotlin, хотя и здесь отставание сокращается.

JavaScript

JavaScript – один из самых популярных языков программирования в мире. Он используется для создания интерактивных веб-страниц, мобильных приложений и даже в серверной разработке.

В контексте мобильных приложений JavaScript применяется в React Native: это кроссплатформенный фреймворк с открытым исходным кодом для разработки мобильных и настольных приложений. React Native поддерживает такие платформы как Android, iOS, macOS, Web, Windows и UWP, позволяя разработчикам использовать возможности библиотеки React вне браузера для создания приложений, имеющих полный доступ к системным API платформ.

Преимущества:

  • Легкость освоения React Native за счет языка JavaScript.
  • Большая распространенность: до половины кроссплатформенных приложений разрабатываются на React Native.
  • React Native поддерживает интеграцию в уже существующие приложения — например, часть интерфейса мобильного приложения может быть реализована на React Native, а часть — при помощи чисто платформенных средств.  

Недостатки:

  • Производительность приложений на React Native уступает приложениям на Flutter.
  • Простота языка разработки негативно сказывается на защищенности от ошибок, по сравнению с более строгими языками.

Выбор языка программирования зависит от OC, задач приложения и способа разработки, который вы выберете. 

В студии AppCraft мы разрабатываем нативные приложения для iOS и Android. За 10 лет собрали в портфолио более 200 проектов: корпоративные решения, соцсети, банковские системы, мессенджеры и e-commerce и не планируем останавливаться :)

В любом проекте мы стремимся создать работающий продукт, который решит задачи клиентов и увеличит прибыль. Если вы хотите разработать быстрое и функциональное мобильное приложение — оставьте заявку и мы с вами свяжемся, чтобы обсудить детали.