Как выбрать подрядчика на разработку приложения и не разочароваться?
В 2021 году рынок мобильных приложений снова ощутимо вырос. Европейские пользователи потратили в сервисах на 23% больше, чем в 2020, что в переводе на цифры выручки составило более 18 млрд долларов (по данным Sensor Tower). Из них более 1,24 млрд приходится на долю российской аудитории. А в мире Россия занимает 5-е место по общему числу установок приложений и является единственной страной, у которой из года в год сохраняется рост этого показателя (исходя из отчета Sensor Tower за 4 квартал 2021). Эти цифры говорят нам о том, что все больше и больше бизнеса не просто приходит в онлайн, но и развивается через мобильные сервисы.
Но вслед за идеей упаковать продукт в приложение следует вопрос: кто его разработает? Выбор подрядчика – это всегда риски. И если раньше вы не сталкивались с индустрией разработки приложений, принимать решение будет еще сложнее. Ошибка в выборе исполнителя может нести за собой как зря потраченные деньги и время, так и репутационный вред: отзывы о неудачном приложении способны уйти за пределы сторов. Постараемся рассказать, какие шаги позволят избежать или хотя бы снизить вероятность разочарования в выборе подрядчика.
Как искать команду?
Самое первое, что обычно делают – это решают, нужна ли будет инхаус-разработка, аустафф или аутсорс. Инхаус – это формирование команды внутри своей компании. В аутстаффе штат сотрудников вам предлагает компания-посредник, вот только, в отличие от аутсорса, этими специалистами управляете вы. Но если кто-то из них не справляется с задачами, аутстафф-фирма его поменяет. Аутсорс – это студия или агентство, которая реализует ваш проект под своим управлением. У вас будет свой менеджер, но все процессы будут идти внутри компании-подрядчика. Обычно большинство проектов реализуется именно аутсорс-командами: их экспертиза наиболее разноплановая, в опыте присутствуют “обкатанные” решения, постоянная вовлеченность в рынок позволяет следить за новейшими идеями. Кого бы вы ни выбрали, лучше, чтобы на стороне клиента был специалист, имеющий как минимум базовое знакомство со сферой IT или желание разобраться.
Промежуточным этапом бывает чтение материалов из выдачи Google, на Хабре, на VC о том, что такое разработка приложения, как выбирать исполнителя, какие могут быть детали. И здесь можно натолкнуться на необходимость отделять “зерна от плевел”. В органической выдаче будут SEO-оптимизированные материалы, на Хабре и VC могут быть как качественные тексты, так и написанные с целью рекламы и продвижения бренда, и какие-то нюансы там будут опущены.
Очень часто за выбором подрядчика идут на сайты рейтингов и читают отзывы. Это разумный подход. Но топы рейтингов как правило предпочитают брать крупные проекты, и их цена будет выше. А отзывы могут быть результатом грамотно проведенного SERM (репутационного поискового маркетинга) и не всегда отражать действительность.
Просмотрев рекламные объявления, органическую выдачу и рейтинги, вы, скорее всего, побываете на десятках разных сайтах студий. Качество и наполнение сайта IT-компании должно быть соответствующим, ведь это “визитная карточка”, “лицо” и точка лидогенерации. Будет странно, если студия не следит за ним, не дорабатывает и не улучшает его. Через сайт клиент может знакомиться с портфолио проектов потенциального подрядчика, но обратить внимание стоит еще и на то, насколько ресурс живой, актуален ли контент и соответствует ли современным трендам.
Какие вопросы важно задать?
Итак, вы выбрали некоторое число компаний, которым решили отправить запрос на разработку. Возможно, даже уже получили примерную стоимость и пытаетесь понять, кому же отдать предпочтение. Здесь стоит учесть несколько ключевых моментов, которые повлияют на реализацию проекта.
Компетентность команды
Без технического бэкграунда оценить уровень специалистов будет сложно. Скорее всего, вы контактируете с отделом, отвечающим за обработку входящих обращений. Эти сотрудники умеют общаться с клиентами и наверняка слышали все возможные варианты вопросов. К тому же обилие терминов, технических нюансов, специфические детали при отсутствии у вас опыта работы с IT-проектами могут сбить с толку.
Тогда на помощь придет изучение портфолио потенциального подрядчика, это позволит оценить наличие релевантного опыта. Если в нем нет проекта, аналогичного вашему, это не повод отсекать исполнителя сразу. Несмотря на то, что уникальных приложений на рынке много, в них обычно присутствует стандартный набор функций: авторизация, каталог, профиль пользователя, подписки, оплата, использование навигации и т.д. Если в портфолио есть проект, который пересекается функциями с вашим, – значит, исполнителю можно доверять реализацию своих задач. Компетентные специалисты в состоянии разрабатывать продукты в различных направлениях без каких-либо проблем, особенно если схожие решения они уже готовили. Здесь важно максимально подробно донести суть необходимого функционала, чтобы компания выразила согласие с тем, что она способна и готова его разработать.
Кроме того, имеет смысл не только смотреть кейсы на сайте, но и скачать упомянутые приложения и попробовать их в использовании. Если какой-то сервис работает некорректно или не работает вовсе – необходимо уточнить причину у подрядчика. Здесь может возникать достаточно частый нюанс, когда после реализации команда отдает проект заказчику и не занимается его поддержкой: приложение либо не поддерживают вообще, либо этим занимается сам клиент, либо другая команда, и изначально качественный продукт со временем стал неработоспособен.
Сроки разработки
Время реализации проекта – это болевая точка, которую всегда стараются отразить в КП и… которая нередко расходится с реальностью. Сроки нарушаются, и это, к сожалению, не редкая ситуация. Проверить до старта работ, соблюдает ли подрядчик свои обязательства, можно только одним способом: попросить контакты текущих клиентов и узнать их впечатления от работы со студией.
Однако стоит помнить, что в задержках не всегда виноват только подрядчик. Например, менеджер может запросить у заказчика согласование необходимых для реализации проекта материалов, но клиент занят другими делами и не может оперативно подключиться к задаче. Из–за этого сдвигаются сроки, что неприятно как для команды разработки, так и для заказчика. Работа над проектом это всегда симбиоз двух сторон, и только совместно они могут создать качественный продукт.
Наилучший вариант, когда подрядчик предлагает выстраивать работу итерационно, то есть определенными этапами. Они могут иметь разную длительность. Кто-то использует спринты: они длятся в среднем по 2 недели, чуть больше или меньше – это классический подход. В любом случае вам важно понимать, каким образом будет осуществляться предоставление предварительных результатов. Желательно, чтобы заказчик изучал предварительные версии продукта и таким образом мог, по крайней мере, контролировать, как реализуется та или иная функция, соответствует ли она ожиданиям. Некоторые компании формируют отчеты, в которых прописывают выполненные работы за определенное время, но это менее наглядно, чем если человек получается часть своего продукта для ознакомления.
Зачастую бывает, что у клиента нет возможности или желания полноценно вникать в процесс. Лучше так не поступайте. Выделите хотя бы один день в неделю, какой-то промежуток времени в нем, когда будете включаться в происходящее, иначе велик риск того, что продукт на выходе будет не соответствовать ожиданиям. Риски присутствуют даже если техническое задание и дизайн разрабатываются совместно.
Стоимость услуг
Это критерий, который обычно оказывает ключевое влияние на итоговый выбор подрядчика. Как заказчику понять, что он не переплачивает?
Как правило, для этого стоит собрать коммерческие предложения от 7-10 студий и рассмотреть условия, которые в них предлагаются. Справедливый и часто используемый подход – это когда отсекаются наиболее дорогие и дешевые предложения, если они имеют сильные расхождения со среднерыночными значениями, и оставляются те, которые находятся в одном диапазоне (+/- 15-20%). Но не всегда наверняка получится выделить оптимальное предложение цены и качества. Зачастую на стадии запроса КП не бывает детально проработанного ТЗ, порой даже подробного описания проекта нет, и предложение формируется из общего понимания задачи потенциальным исполнителем.
У клиента, в свою очередь, есть видение по бюджету, который он готов выделить на проект, понимание по срокам и важным критериям. Например, условия технической поддержки, наличие информационной и консультативной поддержки по смежным зонам: продвижение, работа с обратной связью от аудитории проекта. Стоит также уточнить у подрядчика, какие ставки у специалистов и какая команда формируется для решения задачи. Рейты (проще говоря, стоимость) на сотрудников могут сильно отличаться. Важно выяснить, что компания не будет предоставлять начинающих специалистов за небольшие деньги, рискующих не реализовать проект или реализовать некачественно, или же не переоценивает стандартных специалистов, которых на рынке масса.
Не стоит бояться вопросов о бюджете проекта, которые менеджер задает на первом этапе обсуждения деталей. Как правило, у любой компании с качественным подходом к работе есть предложения по оптимизации стоимости, и даже если вас не устроит первоначальная предварительная оценка, подрядчик сможет дать несколько вариантов на выбор: сократить количество функционала, изменить технологию разработки. У каждой студии своя методология расчета стоимости проекта, однако важно помнить, что в сильной переоценке или недооценке работ все же не заинтересована ни одна команда: низкая стоимость – это демпинг, результаты которого негативно скажутся на всем рынке, высокая стоимость – слишком велик риск испугать клиента. Именно поэтому ответственный и неравнодушный к результату исполнитель предложит вам начать работы с подготовки технического задания и обсуждения всех деталей будущего проекта и только после этого предоставит календарный план–график со стоимостью работ по каждому описанному пункту.
Гарантии и правки
Большинство студий, которые несут ответственность за реализованные проекты, предложат вам гарантию на написанный ими код от 3 месяцев до года, среднее значение – полгода. Это тот оптимальный промежуток времени, за который выявляются все ошибки, их реально исправить и стабилизировать сервис, что важно для дальнейшего успеха продукта. Все дефекты, которые возникают по вине разработчика, в этот период будут исправлены бесплатно.
В стандартном договоре обычно не регламентируются строгие требования к технической поддержке, для этой цели уже используются SLA-соглашения (Service Level Agreement – соглашение об уровне сервиса). Практика распространенная, но не все компании по умолчанию предоставляют этот формат. В нем подрядчик берет на себя жесткую ответственность по соблюдению определенных сроков исправления. Для клиента это будет хорошо, для подрядчика могут быть дополнительные издержки.
Хорошим тоном является ответ на запрос заказчика по дефектам в течение суток. Если это не какие-то разовые ошибки, то исполнитель их оценивает по срокам исправления и согласовывает с клиентом. По нашей практике, критичные, требующие незамедлительной реакции дефекты, которые блокируют работу продукта, обнаруживаются и исправляются за полдня-день. Но не все компании будут идти на определение рамок, так как это несет за собой определенный набор рисков. Разумные пределы: сутки на ответ, от суток до недели – исправление.
Студия, которая заинтересована в результате, по истечении срока бесплатной гарантии предложит заключить договор на техническую поддержку: определенное количество часов в месяц по установленной абонентской плате. В рамках этих часов команда может либо поддерживать актуальность и стабильность работы кода, либо проводить доработки по функционалу.
Есть еще очень тонкий и болезненный момент, касающийся правок и доработок в ходе изначальной реализации проекта. Он редко регламентируется условиями договора, но важно понимать, что ваш исполнитель – точно такой же бизнесмен, как и клиент, и в стоимость работ изначально закладывает рентабельное для его бизнеса количество часов на работу. Если заказчик раз за разом отказывается от предоставленного результата, подрядчик либо доведет проект до конца и закончит отношения с таким клиентом, либо попросит доплатить за работы, выполненные сверх оцененного изначально объема. Связано это не столько с желанием заработать больше денег, сколько с внутренним планированием занятости специалистов: на любую качественную работу есть спрос, и большинство студий распределяют свою занятость на месяцы вперед. Тот факт, что клиент вносит слишком много правок относительно изначально оговоренного результата работ, негативно влияет на нагрузку подрядчика и его возможность брать новые проекты. Поэтому следует хотя бы на словах очертить границы: например, определенное количество правок на итерацию – это позволит и исполнителю иметь понимание по привлечению специалистов, и заказчику избежать неприятных ситуаций.
Менеджмент и коммуникации
Впечатления, которые вы получаете на этапе пресейла, крайне важны. Вам нужно понять, вызывает ли у вас человек, с которым вы общаетесь, и другая информация о студии чувство надежности и уверенности, комфортно ли идёт диалог, насколько компетентный и понимающий специалист вам встретился. Если после завершения диалога вы ощущаете, что было некомфортно – скорее всего, рабочий процесс подходящим для вас образом выстроить тоже не удастся. В этом нет ничего плохого, вы всего лишь не сошлись характерами, и стоит в первую очередь найти контакт с другим менеджером. Если же и вторая попытка не удастся – лучше обратиться в другую студию.
Формат общения, который предполагается в ходе реализации проекта, тоже должен сопрягаться с комфортом. В идеале, средства взаимодействия с вами будут комбинировать, у каждого канала связи – свои цели и преимущества. Какой-то быстрый ответ или комментарий вполне возможно получать через мессенджер, важное согласование – лучше через электронную почту. Подробное обсуждение критичных вопросов и деталей проектов требует конф-колла или даже личной встречи. При выборе исполнителя важно обращать внимание на его гибкость в этих вопросах и отношение к коммуникации в принципе: вам предстоит быть в контакте в течение нескольких месяцев.
Качество коммуникации и менеджмента проекта можно оценить еще и с точки зрения подхода студии к продукту: насколько команда вовлекается с самого старта и анализирует ли идею. Клиент может ошибаться, что ему нужно мобильное приложение. Он не является экспертом в этой области, возможно, он далек и от маркетинга, и его фактически требования к функционалу спокойно перекрывает сайт. Бывает так, что студия специализируется на конкретной технологии и создает продукты на ней. Но ряд бизнес-задач нецелесообразно закрывать полноценной разработкой с нуля там, где подойдет использование готового решения. Распознать это можно на этапе аналитики, поэтому стоит обратить внимание, предлагает ли подрядчик ее провести, платная это или бесплатная услуга и что клиент от нее сможет получить.
Отдельный важный момент – это вопрос публикации готового приложения в сторах. Кто-то выполняет эти работы по умолчанию, кто-то выносит их в отдельную часть и не проговаривает сразу, кто будет выкладывать продукт. Когда клиент заказывает разработку приложения, он чаще всего по умолчанию представляет, что его сервис опубликуют в маркетах. Но в нашей практике неоднократно были случаи, когда подрядчик не занимался публикацией по каким-то причинам. Здесь очень важен экспертный консалтинг от потенциального исполнителя. Ряд функций в приложениях может быть запрещен по правилам сторов, и если подрядчик – в этом случае именно он является профессионалом – не объяснит клиенту, что есть риски, публикация может сорваться, а вся работа будет сделана впустую.
Другое дело, когда студия не хочет нести дополнительные издержки. Публикация– это объем работы, требующий внимания, времени и затрат. Эти вопросы могут заранее не обговорить, не включить в договор, поэтому уточнить лучше сразу, “на берегу”: кто приготовит контент (скриншоты, баннеры, описание) и кто будет отвечать за регистрацию аккаунтов разработчика.
Размер компании и время на рынке
Этот пункт про доверие: студии, существующие всего пару лет, кажутся недостаточно опытными и надежными. А если у них немного специалистов, то, может быть, и клиентов мало? Такие сомнения могут терзать заказчика при принятии решения. Но делать выбор на основе размера штата или срока работы на рынке не совсем корректно. Первостепенно все же качество работ в портфолио, компетенции компании в рамках вашего проекта, впечатления от первой консультации. Ведь то, что один подрядчик существует на рынке дольше другого, еще не значит, что он устроит вас в процессе совместной работы. Снижение рисков будет в том, что, когда компания присутствует в индустрии давно, то это не фирма-однодневка и, скорее всего, условия соглашения она будет соблюдать и проект реализует. Количество сотрудников может иметь значение для форс-мажорных обстоятельств: кто-то заболел, кто-то уволился – эти события не должны влиять на сроки исполнения задач. Поэтому в компаниях штатом в 5-10 человек риски проекта будут немного выше.
Резюме
Самое главное в поиске партнера на реализацию мобильного продукта – не бояться задавать вопросы или показаться некомпетентным. Позвольте менеджеру, с которым вы работаете, сделать свою работу качественно. Как клиент всегда ищет надежного исполнителя, так и подрядчик заинтересован в долгосрочном взаимовыгодном сотрудничестве и реализации интересных задач.
Следующая статья
Разработка мобильного приложения для маркетплейса
Маркетплейсы начали быстро набирать популярность с 2020 года — в пандемию сфера онлайн-торговли выросла в несколько раз, а к 2024 году объем продаж на маркетплейсах, по прогнозам, вырастет до 7 трлн долларов. Так что, если у вас есть идея для нового приложения, самое время занять свободную нишу. Рассказываем в статье о нюансах разработки.
Читать далее