Представим, что у нас есть идея мобильного приложения: телемедицина в области педиатрии для консультации молодых родителей. Монетизация – по подписке. Без видео/аудио, только текстовый чат. Если случай серьезный – в любом случае рекомендуем сразу же обратиться в клинику, а в приложении – ответы на вопросы “почему ребенок часто трогает уши?” и подобные.

Отправляем в пять компаний, занимающихся разработкой мобильных приложений, с просьбой оценить по срокам  и стоимости реализацию нашей идеи, и получаем следующие ответы:

  1. Стоимость – 2 млн рублей. Время – от четырех месяцев. Сюда не включена разработка документации.
  2. Кроссплатформенная разработка – 350 тыс. рублей. Но основное здесь – сервер, это около 1.5 млн. Включают поддержку в течение года.
  3. Одна платформа (iOS или Android) – от 800 тыс до 1.8 млн рублей. Серверная часть включена в оценку. По срокам – зависит от глубины проработки, можно быстрее или медленнее.
  4. Одна платформа – 3 млн рублей. Очень качественный дизайн и анимация, акцент прежде всего должен быть на этом. Серверную часть лучше взять готовую, так как используется стандартная механика чата, это будет стабильнее и дешевле. 6 месяцев.
  5. По 150 тыс рублей за платформу, по одной неделе на каждую. Есть готовые наработки, соберем из них.

Выбрать оптимальный вариант из представленных крайне затруднительно не только потому, что по схожим параметрам ответы совершенно разные (итоговое решение обойдется от 300 тыс рублей до 7 млн), но, в первую очередь, по причине наличия в ответах несравнимых данных. В каких-то случаях речь не идет о сервере, в каких-то – ничего о поддержке, и во всех ни слова о продвижении.

Пример с постройкой дома нагляднее иллюстрирует ситуацию. Вопрос “сколько стоит построить хороший дом?” будет приводить к настолько же разрозненным ответам, покрывающим разные области реализации задачи. Подход к одному только фундаменту может отличаться разительно, не говоря уже об интерьере.

Тем не менее, это не означает, что в вопросе определения стоимости разработки мобильного приложения нельзя разобраться, просто подходить к нему нужно системно:

  1. Сформулировать маркетинговую стратегию – это основная задача, определяющая все дальнейшие шаги (включая используемые технологии) и затраты.
  2. Разложить весь процесс на составляющие, чтобы понять, какие области вообще требуют оценки.
  3. По каждой из областей определить цель, которая должна быть достигнута работами.

В конце статьи, после описания всех шагов оценки, находятся ссылки на таблицу сравнения разработчиков мобильных приложений, вопросы, которые можно отправлять кандидатам, онлайн калькулятор стоимости разработки мобильных приложений и другие полезные материалы.

Из чего складывается стоимость мобильного приложения в 2020 году

Описываемые шаги – основные этапы при разработке любого мобильного приложения. Наиболее успешные команды, с которыми мы работали, уделяют этим шагам большое внимание. И чем больше пользователей у реализованного проекта, тем более сфокусированное внимание было у его создателей, начиная с самого первого шага, на маркетинговой стратегии.

Маркетинговая стратегия и документация

Возьмем другую идею мобильного приложения – социальная сеть для обсуждения сериалов. Многие продюсеры известных шоу (особенно в США) запускают мобильные приложения, в которых по ходу развития сюжета фанаты могут обсуждать возможные развития линий, делать ставки кто убийца и так далее. А это – универсальная площадка, не связанная напрямую с конкретной киностудией, но позволяющая обсуждать все текущие сериалы.

На этом этапе, недолго думая, можно сразу броситься в оценку: сколько будет стоить iOS версия, Android (и обязательно нативно, чтобы сразу было качественно), сервер и погнали.

Успешные команды, на опыте которых мы учимся, строят размышления исходя из трафика и кратчайших путей до целевой аудитории. Где сейчас общаются между собой фанаты сериалов? На кинопоиске, аналогичных тематических площадках и в группах в соцсетях. Если они находятся там, то не слишком ли длинным будет их путь до мобильного приложения?

Стоимость перехода по ссылке на сайт (или в группу в соцсети) будет порядка 0,1–3 рублей. А минимальная стоимость установки приложения в этой тематике – 6–12 рублей, меньше вряд ли удастся достичь. В результате привлеченная аудитория в 10 тыс человек в первом случае обойдется в 10 тыс. рублей, во втором – в 100 тыс., что в десять раз больше.

Иногда самый умный путь – самый дешевый

Да, здесь можно размышлять дальше: как долго пользователь продержится на сайте или в группе по сравнению с приложением, насколько эффективно удастся снижать отток в каждом из этих случае и так далее. Тем не менее, первоочередная задача нового сервиса – предоставить максимальную пользу максимальному количеству людей за минимальное время. Максимальная аудитория при этом – это не вся планета, а критичный объем целевых пользователей, при котором возможен органический рост.

Путь, который выбирают команды на этом этапе, полностью определяет стоимость и эффективность всех дальнейших шагов.

Подходы к прохождению этого этапа бывают разные:

  • Кто-то из создателей проектов делает все самостоятельно, включая детальное техническое задание;
  • Кто-то продумывает основную стратегию (продукту быть и в таком-то виде), а детальное описание заказывают у студий разработки;
  • Встречаются и разные комбинированные подходы: все есть, но нужна маркетинговая стратегия, кликабельные прототипы и так далее.

Но, так или иначе, опыт успешных кейсов включал в себя:

  1. Аналитику – обзор рынка, успешных и провальных схожих проектов. Как правило, 7–14 рабочих дней одного–двух специалистов, 30–80 тыс рублей.
  2. Маркетинговую стратегию – карту, объясняющую логику пути к пользователям, предполагаемые тесты, шаги до и после публикации. Не меньше недели работы, 50–100 тыс рублей.
  3. Разработку кликабельного прототипа сайта или мобильного приложения – самый высокий уровень абстракции технического задания. Около недели работы, 30–80 тыс рублей.
  4. Написание полной технической документации, без которого нельзя ни детально оценить, ни спланировать работы программистам. Две недели работы, 50–100 тыс рублей.
  5. Составление сметы и плана работа над проектом – обычно является итогом написания технического задания.
  6. Иногда – формирование питча, презентации для инвесторов, описывающего ключевые продуктовые свойства проекта.

Минимальные расходы на весь этот этап разработки, таким образом, составляют 50–100 тыс. рублей – на написание полной технической документации и сметы.

На более основательный подход с анализом разных стратегий команды тратят 300–600 тыс. рублей и около месяца вдумчивой работы с полным погружением в рынок.

Дизайн

Разработка дизайна тоже может включать в себя ряд областей:

  1. Брендинг – фирменный стиль, айдентика, tone of voice и другие аспекты визуальной парадигмы проекта. 7–14 дней работы (больше времени требуется на понимание аудитории, еще один фактор важности проработанной маркетинговой стратегии), 50–150 тыс. рублей.
  2. Логотип – как правило, в графике работ стоит отдельно, около недели, 30–80 тыс. рублей.
  3. Проработка UI и UX – сильно зависит от типа и масштаба проекта, от одной недели до месяца. Один-три специалиста и 100–400 тыс. рублей.
  4. Анимации – не являются необходимым шагом, но часто используются для привлечения и удержания внимания пользователей, для запоминаемости и создания эмоциональной привязанности. От одной недели, 50–150 тыс. рублей.
  5. Промо-материалы – баннеры для рекламы, магазинов приложений, пресс киты для СМИ, презентации. 50–150 тыс. рублей.

Итого, если обходиться минимумом, дизайн при разработке мобильного приложения потребует 80–200 тыс. рублей от общего бюджета на проект.

На детальную глубокую проработку визуальной части авторы идей тратят 200–600 тыс. рублей и около месяца работы.

Эта статья была задумана как детальный, подробный ответ на вопрос сколько стоит разработка мобильных приложения в 2020 году, поэтому получилась большой. Возможно, здесь вам понадобится небольшой перерыв.

Менеджмент

Все подрядчики (не только в IT) стараются как можно меньше обращать внимание заказчика на эту составляющую работы. Визуально она не видна, результат работы управляющего командой разработки руками не пощупать, в отличие от результатов программирования и дизайна.

Тем не менее, нам всем хороша известна важность организационной работы: одна и та же задача, в которой задействованы несколько человек, может быть выполнена за совершенно разные сроки и с разным качеством в зависимости от того, как был поставлен процесс, насколько четко были сформулированы указания и как часто проверялось их исполнение.

Работа менеджера проекта занимает от половины до полной нагрузки в течение всего срока разработки. По стоимости это примерно 50–200 тыс. рублей на проект в зависимости от его сложности и объема.

Разработка мобильного приложения

Кроссплатформенная или нативная разработка? – основной вопрос, возникающий у всех команд на этом этапе. Стоит он действительно остро, ведь кроссплатформенные технологии позволяют существенно сэкономить ресурсы на этот затратный этап!

И, вроде бы, какие аргументы за нативные подход могут быть при такой экономии, учитывая, что Flutter и React Native предлагают компиляцию в Swift и Kotlin, а значит в итоге все работает быстро и на нативных компонентах. С другой стороны, если кроссплатформенные технологии настолько хороши, то почему же практически все популярные продукты делают только на нативных технологиях?

Мобильные приложения Facebook, Instagram, Tesla, Uber, Pinterest и Skype изначально были написаны на React Native, а Google Ads и некоторые продукты Alibaba Group – на Flutter, однако все остальные популярные приложения, которые вы видите в App Store и Google Play, созданы на нативных технологиях.

Вопрос в каком случае стоит остановиться на кроссплатформе мы разбирали в отдельной статье. Что касается нативных приложений, то в зависимости от категории трудозатраты на программирование типовых продуктов оцениваются от двух до восьми рабочих недель одного–двух специалистов. То есть от 100 тыс. до 1 млн рублей. Да, разброс очень широкий, поэтому более конкретные примеры будут ниже по тексту.

Разработка серверной части

В некоторых приложениях, например, мессенджерах или сервисах со сложными базами данных, реализация серверной части проекта может быть более трудоемкой, чем его визуальная часть.

Это обусловлено не только продумыванием логики работы продукта, но и архитектурой: базы данных нужно дублировать в режиме реального времени, чтобы всегда имелась резервная копия; пользовательские данные необходимо защищать (и хранить отдельно от основной информации), да и сервис должен работать быстро сам по себе.

А еще на трудозатраты влияют и такие второстепенные, на первый взгляд, вещи, как контейнеризация (Docker) и ведение документации.

Современные бэкенды выглядят примерно так (две зоны с репликами БД, автоматически расширяемыми серверами и балансировщиком на базе Amazon AWS):

Всегда нужно идти от простого к сложному, и на практике многие продукты развиваются эволюционно, однако для ряда категорий сервисов (мессенджеры) бэкенд имеет ключевой значение.

Длительность разработки серверной части также сильно зависит от типа приложения и может варьироваться от пары дней до двух–трех месяцев работы.

Тестирование

Грамотный подход к архитектуре разработки позволяет избежать бесчисленного количества ошибок. Однако не все кейсы удается проверить не только с технической, но и логической точки зрения. Например, что если сразу после списания денег с карточки пользователя на его устройстве пропал интернет? Что он должен в этот момент увидеть, чтобы не волноваться по этому поводу?

Разные размеры экранов, разные технические данные устройств, периферийные девайсы (гарнитуры), входящие звонки в моменты работы приложения, прерываться в которые крайней нежелательно, и многие другие факторы в каждом случае и при совокупности обстоятельств могут привести не к тому пользовательскому опыту, который вам бы хотелось сформировать.

Несмотря на то, что все возможные кейсы получится проверить только в реальной жизни, тестирование после разработки необходимо. Обычно это не менее недели кропотливой работы одного специалиста или 20–60 тыс. рублей.

Публикация

Чаще всего она не занимает больше пары дней на подготовку (скриншоты, скринкасты, описание, ключевые слова) и отправку, однако важно убедиться, что все узлы приложения работают корректно.

Например, перед публикацией проверяется работа внешних ссылок в мобильном приложении, аналитических инструментов (App Метрика, Firebase Analytics и других), и, особенно, платежных систем при их наличии. Также настраиваются тестовые доступы для команд проверки Apple и Google, чтобы они могли проверить все функции продукта.

Техническая поддержка

iOS и Android регулярно обновляются, и приложения, вне зависимости от своего технологического стека, также должны поддерживаться в актуальном состоянии.

Частых и быстрых вмешательств с технической точки зрения не требуется, мобильное приложение сможет работать и в режиме обратной совместимости даже после нескольких обновлений операционных систем. Однако с точки зрения маркетинга пользователям необходимо регулярно поставлять улучшения продукта: команды наиболее успешных проектов расписывают этот план обновлений с самого начала разработки.

Часто с первой версией продукта публикуется базовая версия, но каждые две недели выпускается обновление. Такая методика позволяет и быстрее начать собирать обратную связь с пользователей, и показать себя активным, живым, развивающимся сервисом.

Базовая техническая поддержка требует небольших усилий, 3–5 рабочих дней в месяц, и от 5 до 15 тыс. рублей. Более интенсивные работы оцениваются как отдельные улучшения продукта (небольшие новые проекты).

Маркетинговая поддержка

Когда в мобильном приложении появляются первые пользователи, им необходимо уделять внимание для обеспечения высокого качества услуг:

  • на каждый отзыв в App Store и Google Play должен быть дан ответ;
  • все обращения в службу поддержки должны быть обработаны;
  • все затруднения, в которые попали пользователи судя по аналитике, должны быть разрешены.

Также требуется работа по аналитике, организации коммьюнити и привлечению пользователей. Необходимо:

  • еженедельно формировать аналитические отчеты и формировать из них гипотезы;
  • проверять корректность работы аналитических инструментов;
  • вести сайт и представительства проекта в социальных сетях;
  • вести переговоры с лидерами мнений и представителями СМИ.

Кроме того, многие команды начинают маркетинговую работу с самого старта проекта и не прекращают ее ни на минуту:

  • за один-два месяца до релиза в магазины приложений публикуется страница будущего проекта с возможностью сделать предзаказ;
  • запускается лэндинг, ведется блог проекта, развиваются группы в социальных сетях;
  • постоянно ведутся переговоры со специалистами и лидерами мнений.

Трудозатраты сильно зависят от масштабности подхода и глубины его проработки, но обычно под эти цели выделяют от 100 до 500 тыс. рублей в месяц, включая бюджет на закупки тестового трафика.

Итак, мы разобрали все основные части, формирующие процесс разработки мобильного приложения. Остались примеры, таблицы, помогающие выбрать подрядчика, калькулятор стоимости разработки и выводы.

Пример оценки разработки мобильного приложения

Исходя из перечисленных этапов разработки приложения, реализацию идеи, описанной в начале статьи, можно оценить по-разному в зависимости от акцентов.

Если сервис создается как новый бизнес, то особое усилие следует сместить на формирование маркетинговой стратегии:

Маркетинговая стратегия, ТЗ
Полный вариант, формирование аудитории
400 тыс.
Дизайн
Прорабатывать детально не нужно
100 тыс.
Менеджмент
Стандартная постановка процесса
50 тыс.
Разработка мобильного приложения
Кроссплатформенная на основе SDK чата
300 тыс.
Разработка сервера
Аренда готовых решений – 20 тыс. в месяц
50 тыс.
Тестирование
Нагрузочное на небольшую аудиторию
30 тыс.
Техническая поддержка
Контроль состояния бэкенда, в месяц
15 тыс.
Маркетинговая поддержка
Публикация, ответы на отзывы, в месяц
10 тыс.
Общая стоимость разработки ~ 900 тыс. + 45 тыс./мес.

Но если это мобильное приложение создается клиникой как расширение уже существующих экспериментов в области телемедицины, акценты будут совершенно другими:

Маркетинговая стратегия, ТЗ
Детальная не нужна, акцент на документации
80 тыс.
Дизайн
Детальная проработка с элементами анимации
250 тыс.
Менеджмент
Включая интеграцию с системами клиники
150 тыс.
Разработка мобильного приложения
Нативная разработка под обе платформы
800 тыс.
Разработка сервера
Развертывание решений на собственных серверах
250 тыс.
Тестирование
Нагрузочное на большую аудиторию
70 тыс.
Техническая поддержка
Контроль состояния бэкенда, в месяц
20 тыс.
Маркетинговая поддержка
Публикация, ответы на отзывы, в месяц
10 тыс.
Общая стоимость разработки ~ 1.6 млн + 30 тыс./мес.

В приведенных примерах речь идет об одном и том же приложении, но результаты различные в силу различности подходов, исходной ситуации и целей.

Для получения более точной оценки важно сообщить потенциальному партнеру по технической реализации проекта приоритеты по каждому основному блоку.

Оценки разработки приложений по категориям

Относительно прошлого года средняя стоимость разработки мобильных приложений основных категорий не изменилась и осталась практически той же:

  1. Базовое (офлайн) приложение, визитная карточка, простой функционал
    от 150 до 450 тыс. рублей
  2. Что-то, подразумевающее редактирование/модерацию в онлайне, наполнение статей и контента в админке, т.е. с серверной частью
    от 450 до 950 тыс. рублей
  3. Чат бот, интерактивный помощник
    в районе 1 млн рублей
  4. IoT, связка с устройствами по Bluetooth/Wi-Fi/другим протоколам
    1–1.5 млн рублей
  5. Мессенджер (одно из наиболее популярных направлений)
    от 1.5 до 2.5 млн рублей
  6. Дополненная и виртуальная реальность
    1.8–2.5 млн рублей
  7. Такси, доставка пицц, воды, продуктов и прочего, включая модуль контроля и взаимодействия с курьерами
    от 2 до 3 млн рублей
  8. Магазины/каталоги, включая личный кабинет, поиск, механику скидок, эквайринг
    около 2 млн рублей
  9. Социальные сети сильно варьируются по функционалу, но вписываются в рамки
    от 2 до 4 млн рублей
  10. Самое дорогое – корпоративные приложения, предполагающие, как правило, интеграцию с целым спектром сервисов и имеющие повышенные требования к защите данных и обеспечению безопасности.

Финансовая стратегия оплаты разработки мобильного приложения

В вопросе стратегии оплаты под мобильным приложением мы подразумеваем не голый код, а работающий продукт с некой базовой аудиторией, объем и качество которой позволяют получить достоверные результаты тестирования продуктовой гипотезы.

Подходы могут быть совершенно различными, но можно четко выделить следующую полярность:

1. Делаем все и сразу, продвижение – задача отдельного этапа и отдельной команды. В этом случае техническая команда практически не вовлекается в продуктовые задачи, ее фокус – корректно работающее мобильное приложение в соответствии с подробно описанными документацией и тестировочными кейсами.

2. Движение спринтами – небольшими шагами, в результате каждого из которых на рынке оказывается новая версия продукта. При таком подходе программисты должны понимать, как услуги создаваемого сервиса будут продаваться, иначе их работа не будет эффективной. А маркетологи постоянно работают над тестированием аудитории.

Стратегии, более похожие на первый подход, требуют больше ресурсов на старте и имеют гораздо большие риски после запуска. Применяются для проверенных гипотез или как следующая итерация развития уже существующего продукта.

Противоположная стратегия гораздо более гибкая, подходит для стартапов и других продуктовых тестов. Доверие команде разработчиков здесь имеет ключевое значение, так как клиент за выделенный бюджет получает не просто код, а партнеров, сфокусированных на общем результате.

Стоимость разработки мобильного приложения в 2020 году

Итак, средняя стоимость разработки мобильного приложения на текущий момент составляет от 500 тыс. до 2 млн рублей, и зависит от категории приложения, его сложности и поставленных задач.

Чтобы определить стоимость и сроки разработки конкретного приложения, необходим системный подход: нужно задавать потенциальным разработчикам конкретный перечень вопросов и сравнивать ответы исходя из акцентов на те или иные этапы работ.

Мы подготовили таблицу сравнения разработчиков мобильных приложений, которая автоматически считает итоговый балл каждого кандидата в зависимости от ваших приоритетов. В таблице также приведен список вопросов, которые можно отправить студиям для получения полной картины о предоставляемых услугах. Просмотреть таблицу можно по этой ссылке.

В онлайн калькуляторе можно определить примерную стоимость разработки мобильного приложения на основе основных параметров.

А здесь мы описали подробный порядок разработки и запуска мобильного приложения в виде чеклиста. Он сформирован исходя из опыта работы с наиболее успешными командами и используется нами в разработке собственных продуктов.

Всем прекрасных идей и отличных их реализаций! Давайте делать яркие, полезные и прибыльные сервисы!